Выставка японской графики открылась в Калининградской художественной галерее.
«Жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишен, осенними листьями кленов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваясь потоку, подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки», – так определяет общее настроение графики эпохи Эдо (периода XVII – пер. пол. XIX вв.) писатель Асаи Рёи.
Почувствовать это настроение и познакомиться с работами японских мастеров ксилографии всем желающим предлагает Калининградская художественная галерея, где с 3 июня начала работу выставка «Золотой век японской графики. Картины ускользающего мира» (по-японски – укиё-э).
Ксилография – уникальная японская техника печати оттисков с дерева, не имела аналогов в других странах. В Японии же была необычайно популярна: ею украшали интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов.
В составе экспозиции представлены 62 работы Китагава Утамаро, Утагава Кунисада, Андо Хиросигэ и других японских мастеров. Тематически работы разделены на несколько частей – японский сад и бансай, театр кабуки, картины о цветах и птицах (катё-э), изображения красивых людей (бидзин-га).
Картины сопровождаются информационными стендами об истории тех или иных направлений ксилографии и особенностях японской эстетики и идеалах красоты. Из представленной информации можно узнать, к примеру, какие гейши считались в стране самыми красивыми, как появились миниатюрные деревья «бонсай», для каких целей создаются японские сады, почему в театре кабуки все женские роли исполняются мужчинами, какие рыбы символизируют для японцев храбрость и другие подробности из жизни Страны восходящего солнца.
Особый интерес среди экспонатов выставки представляет работа основателя жанра пейзажа в гравюре Кацусика Хокусай и одно из самых тиражируемых его произведений – «В морских волнах у Канагава». В данной работе использовалась очень модная на тот момент синтетическая краска «прусская синяя». Также картина интересна тем, что вдохновила французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси к написанию симфонии «Море».
Также в рамках выставки представлено несколько работ Кацусика Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», которая имела небывалый успех в Японии. Каждая из картин серии изображает священную гору Фудзи в определенное время суток, при этом игра красок, света и теней на каждой картине несет глубокий философский смысл.
«Представленные на выставке картины дают возможность познакомиться с удивительным мышлением японских художников, которое сильно отличается от европейского. Эти картины во многом рассчитаны на внутреннее созерцание – в противовес ставшему привычным «клиповому» мышлению, когда мы быстро листаем картинки и быстро считываем информацию. Здесь предлагается остановиться перед каждой картиной, изучить детали, подумать, заглянуть в себя», - говорит Наталья Василевская, экскурсовод Калининградской художественной галереи.
Выставка будет работать до 24 июля 2016 года в Калининградской художественной галерее по адресу: Московский проспект, 60-62
Галина Музлова