При рождении на свет ребенок издает свой первый крик. Младенцы кричат, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Но есть особые дети – дети, рожденные со значительным нарушением слуха, и при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержке замолкают к своим первым 1,5 годам жизни.
Немота становится препятствием к нормальному формированию наглядно-образного и речевого мышлений, что в свою очередь ведет к нарушению познания окружающего мира и адаптации в нем.
Интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Без специального обучения речь у таких деток не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении, чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий, тем более вероятность успешной адаптации этого ребенка в социум. К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи, а также обучение в спецучреждении.
В нашем городе, в тихом и уютном месте, в старинном немецком особняке на улице Тургенева, дом 29 расположился Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, который имеет свою полувековую историю создания от школы рабочей молодежи для глухих, школы-интерната до Центра, основным направлением деятельности которого является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха.
"Характерной чертой жизни и работы этого заведения в течение ряда этих лет были стабильность и творчество. Это заслуга всего административного и педагогического коллектива, который делает все для того, чтобы каждый ребенок получал основательные и глубокие знания, развивался как личность, был окружен любовью и заботой ,чувствовал себя в Центре как в родном доме", – говорит директор Татьяна Баклажанова.
В настоящее время здесь проходят обучение 59 ребят с 1 по 10 классы. Помимо образовательных предметов особое внимание в развитии особых детей уделено спорту и творчеству. На базе Центра активно работают секции легкой атлетики, керлинга и карате. Проводятся концерты, утренники, творческие линейки, литературные праздники, выставки, конкурсы. Радуют глаз своими работами театр моды «Катенька», студия декоративно-прикладного творчества «Фантазия», театр танца и жестовой песни «Sordos».
Не секрет что положительные эмоции, которые испытывает ребенок, способствуют увеличению его собственных сил и открывают новые возможности мышления. Понимание этого механизма педагогами привело к осуществлению в жизнь новой интересной идеи. Вот уже несколько лет Центр сотрудничает с обществом дружбы Россия-Польша, председателем которого является Кшиштоф Кольчински. В этом году ребята вместе с педагогами и родителями по приглашению польской стороны были гостями и участниками праздничного концерта в г.Ольштын в Международный день защиты детей - 1 июня, где приоритет на сцене польская сторона отвела детям с ограниченными возможностями.
А в первой половине октября ребята стали юными путешественниками, смогли пройти исторической тропой жизни великого Коперника, прикоснуться к стенам средневекового замка, увидеть своими глазами мастерство по укладке черепицы на крыше, городскую чугунную фигурную колонку для забора воды, а также попробовать себя в роли искусных мастеров – хлебопеков, в сбивании масла и сыроделания. Было весело, интересно, шумно и очень вкусно. Ведь все сделано своими руками и руками друзей, которые рядом! И возможно кто-то из ребят уже подсмотрел для себя будущую профессию.