Сегодня: 04.07.24  |  
85,7480
92,4184

mt_ignore

Экскурсия для студентов

mt_ignoreКалининградские транспортные полицейские и представители Общественного совета организовали встречу со студентами 

«Прохлада на десерт»

mt_ignoreАНО «Социальный Калининград» завершило реализацию проекта «Рыбный день» по созданию картин в технике журнальной (коллажной) живописи

Общее дело

mt_ignoreШироко отметили праздники Троицы и Святого Духа в поселке Взморье на берегу Калининградского залива

«Бог во всем и везде»

mt_ignoreПросветительский и благотворительный международный фестиваль классической музыки «Кантата» прошел в Калининградской области

Ушу – дело семейное

mt_ignoreКак боевое искусство помогло создать семью, а семья основала коллектив ушу в Калининграде

Миссия каждого христианина

mt_ignoreПрестольный праздник Вознесения Господня отметили в одноименном храме в Гурьевске

«Национальная вечорка»

mt_ignoreФестиваль национальных культур «В дружбе народов – единство России» прошёл в Калининграде

«Бог каждого ведет по жизненному пути»

mt_ignoreПатриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде

«Пусть Господь всех нас укрепляет»

mt_ignoreСостоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининградскую митрополию

«Нам нечего делить»

mt_ignoreФестиваль белорусской культуры «Белые росы» прошёл в Калининградской области

Пушкину – 225 лет

mt_ignoreНаучно-практическая конференция, посвященная 225-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина, прошла в Калининграде

«Правильное поколение»

mt_ignoreПринимаются заявки на участие во Всероссийском благотворительном конкурсе 

В честь блаженной святой

mt_ignoreВ храме поселка Люблино Светловского городского округа в день прославления в лике святых блаженной Ксении Петербургской отметили престольный праздник

В память свв. царей

mt_ignoreВ Калининграде на улице Левитана отметили престольный праздник храма свв. царей Константина и Елены

Благотворительность и спорт

mt_ignoreСпортсмены пробежали марафон по Калининградской области, чтобы найти тяжелобольных детей

В музее – о малых судах

mt_ignoreВ Калининграде прошла 3-я выставка и конференция «Маломерное и малотоннажное судостроение России» SLS Russia

«Русская цивилизация»

mt_ignoreПринимаются заявки от профессионеалов и любителей от 18 лет на участие в международный фотоконкурсе

В св. Кирилла и Мефодия

mt_ignoreВ день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в одноименном храме на проспекте Мира в Калининграде прошел престольный праздник

Во имя св. Феодора Ушакова

mt_ignoreВ филиале Нахимовского военно-морского училища в Калининграде освящен храм святого праведного воина Феодора Ушакова

Белая благодать

mt_ignore Национальный якутский праздник Ысыах отметили в Калининградской области

И град Барский радуется!

mt_ignoreВ Свято-Никольском храме Калининграда, на подворье монастыря Иконы Божией Матери «Державная», отметили престольный праздник в честь святителя Николая-Чудотворца

Шаг в будущее

mt_ignoreВ Калининградской области состоялась итоговая конференция проекта «Шаг в будущее - дружественные и комфортные муниципалитеты»

«Удар в спину»: последствия для транспорта

mt_ignoreВ последние годы отношения между Россией и Турцией активно развивались в сфере туризма, торговли, строительства, транспорта и энергетики, но атака турецких ВВС на российский самолет, которую президент Владимир Путин квалифицировал как «удар в спину» России, в одночасье изменила ситуацию.

Политические конфликт и подписанное премьер-министром постановление РФ об экономических мерах в отношении Турции, безусловно, будут иметь последствия и в транспортной сфере. Причем, речь идет не только о снижении пассажиро- и грузооборота между двумя странами, возможном перераспределении грузов между российскими портами, задержке реализации газотранспортных проектов, но и об изменении транспортной логистики далеко за пределами России и Турции.

Прежде всего, оговоримся, что ситуация, которая наблюдается между Россией и Турцией, остается динамичной и во многом непредсказуемой, что не дает возможности делать четкие и обоснованные количественные прогнозы.

«Нас постоянно кидает в крайности – то дружба «не разлей вода», то барабанный бой и разворачивание боевых знамен. Не окажутся ли турки через год опять партнерами, а Эрдоган единственно верным выбором турецкого народа?», – рассуждает Андрей Карпов, председатель Совета директоров аналитического бюро «Дорн».

«Во взаимоотношениях между странами экономика сейчас выполняет политическую функцию и, по сути, экономикой не является. Политические инструменты блокируют разумную экономику и нормальные правила игры», – отмечает Кирилл Власов, председатель отраслевого отделения по логистике общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Но, так или иначе, попробуем предположить возможные последствия ситуации, сложившейся на конец 2015 года, в самом общем виде.

Уязвимый Новороссийск
Товарооборот России и Турции в последние годы стремительно рос и, по данным ФТС, в 2014 году составил $31,1 млрд (в том числе российский экспорт составил $25,5 млрд, импорт – $6,7 млрд). Главной статьей российского экспорта в Турцию выступали энергоносители (64,1%), металлы и изделия из них (19,3%) и сельхозпродукция (9,7%). Из Турции поставлялись машины и оборудование (30,8%), продовольствие (26,5%), продукция легкой (16,3%) и химической промышленности (11,1%).

Во время своего последнего визита в Москву президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что до 2023 года товарооборот между двумя странами может быть увеличен до $100 млрд, но после вступления в силу экономических санкций в отношении Турции с 1 января 2016 года, частью которых является запрет импорта ряда продуктов, речь может идти лишь о снижении объемов взаимной торговли. В частности, половину объема импорта, который попадет под запрет, составляют томаты. По данным ФТС, за 10 месяцев этого года Россия импортировала из Турции 300,5 тыс. тонн томатов на $288 млн (более 50% поставок на российский рынок), значительны также были поставки винограда, мандаринов, персиков, клубники и т.д.

Безусловно, из-за ограничений ввоза турецких товаров часть грузопотока уйдет как с наземного, так и с морского транспорта. По оценкам SeaNews, в наибольшей степени пострадает грузооборот Новороссийского порта – его контейнерный оборот может сократиться на 15-20%, то есть, примерно на 7-10 тыс. TEU в месяц. При этом, по мнению экспертов, из Новороссийска в Санкт-Петербург за год может переместиться около 100 тыс. TEU. Впрочем, эта оценка представляется спорной. «На мой взгляд, цифра спекулятивна. Объем грузов, которые уйдут из Новороссийска, пока сложно оценить ввиду неясности дальнейшего развития событий, и далеко не факт, что в результате произойдет сдвиг на Балтику», – говорит Андрей Карпов.

С ним согласен Дмитрий Майоров, генеральный директор ООО «Лакор»: «Прежде чем считать выпадающие объемы поставок турецких овощей и фруктов и пытаться оценить, какое количество от этого объема может переместиться на Северо-запад в виде африканских или азиатских аналогов, нужно оценить, во-первых, принципиальную возможность доставки скоропортящихся овощей и фруктов из азиатского региона: далеко не все товары смогут выдержать столь длительное путешествие. Во-вторых, большое число африканских производителей, которые могут заместить поставки турецких «санкционных» овощей и фруктов традиционно используют маршруты доставки через проливы. А значит, такие товары по-прежнему будут доставляться в черноморские порты России».

Кроме того, по мнению Д.Майорова, при оценке перспектив роста товарооборота и загруженности портовых мощностей  нельзя упускать из виду открытие порта Бронка, которое усилит и без того немалый избыток предложения на этом рынке. «В целом влияние всех этих факторов в лучшем случае компенсирует друг друга и дополнительные мощности могут быть задействованы для обработки увеличивающегося грузопотока. Однако вероятность того, что даже после появления в портах Северо-западного региона альтернативных турецким поставок   овощей и фруктов, избыток портовых мощностей по-прежнему сохранится, очень велика», - заключает эксперт.

Если закроют проливы…
Безусловно, худшие последствия для российских портов Черного моря могут быть в случае закрытия Турцией проливов Босфор и Даржанеллы для прохождения российских судов. Теоретически это возможно (международная Конвенция, подписанная в Монтрё в 1936 году, разрешает Турции закрывать проливы для всех судов, включая гражданские, ходящих под флагом государств, находящихся с ней в состоянии войны), и опасение на этот счет появилось после введения санкций, когда три российских судна не могли получить разрешение на прохождение пролива. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для российских судов «апокалиптическим сценарием».

«В случае если Турция закроет проливы Черного моря для наших судов, Россия потеряет много импорта, причем не только турецкого. Тогда не останется другого выхода, кроме как переориентировать часть импортных товаров на ввоз через порты Балтийского моря. Такое изменение маршрута неминуемо повлечет за собой увеличение логистической составляющей в стоимости товаров, это приведет к их объему подорожанию, из-за чего значительную их часть станет возить экономически неэффективно», – объясняет Кирилл Власов. Действительно, привезти рефконтейнер из Турции в Новороссийск в среднем стоит $1500 при сроке 5-6 дней, а из Марокко этот же контейнер будет доставляться 18 дней и стоить это будет $2500.

«Полное закрытие проливов я считаю маловероятным, однако контроль Турции за прохождением судов создаст если не угрозы, то риски для наших внешнеторговых грузопотоков следующих через Черное море», – говорит Андрей Карпов и проводит в пример  украинский проект СПГ-терминала в порту Южный. «Турки тогда прямо заявили, что не пропустят суда-газовозы в Черное море из-за высоких рисков прохождения таких судов через проливы с их напряженным движением. Могут быть какие-то частичные и временные ограничения под благовидными предлогами (например, связанные с экологией – это мировое общественное мнение встретит с пониманием). Кроме того, «Газпром» анонсирует проект строительства СПГ-завода на юге. Ведь не для внутреннего же потребления там собираются производить сжижение газа. Ситуация-то симметрична украинской».

В настоящее время через проливы Босфор и Дарданеллы ежегодно проходит около 25 млн тонн нефти и еще около 37 млн нефтепродуктов из России, а доля нефтеперевозок из черноморских портов России (включая транзит среднеазиатской и азербайджанской нефти через Новороссийск) в объеме нефтяного транзита по этому маршруту превышает 60%. По данным «Транснефти» объемы перевалки  углеводородов через Босфор и Дарданеллы неизбежно увеличатся в связи с предстоящим вводом в действие второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Для обхода проливов Босфор и Дарданеллы в 1990-х – начале 2000-х годов Россия планировала построить нефтепровод между портами Болгарии и Греции, но проект остался нереализованным из-за выхода Болгарии из проекта.

Так или иначе, по мнению экспертов, Турция вряд ли решится всерьез осложнять российский транспортный бизнес, в том числе и потому, что у России есть более серьезный рычаг давления – газопровод «Голубой поток». В случае его перекрытия Турция потеряет несравненно больше, чем может потерять Россия, отказавшись от танкерных перевозок нефти по Черному морю.

Туманное будущее «Турецкого потока»
В конце 2014 года Россия отказалась от строительства газопровода «Южный поток», который планировалось проложить по дну Черного моря из Анапского района в Болгарский порт Варну, и в начале 2015 года приняла решение строить «Турецкий поток» - тоже по дну Черного моря, но в Турцию, и далее в Юго-восточную Европу в обход Украины.  Изначально предполагалось, что мощность четырех ниток газопровода составит 63 млрд м3 газа в год. Из них 16 млрд будет поставляться в Турцию, а 47 млрд –на газовый хаб на турецко-греческой границе.  

До трагического инцидента с российским истребителем ожидалось, что соглашение по «Турецкому потоку» будет подписано уже в декабре 2015 – январе 2016 года. Несмотря на то, что официально действие российского эмбарго в отношении Турции не распространяется на сферу энергетики и поставок газа, в начале декабря Россия приостановила деятельность межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которой шли разработка и согласование проекта.

Президент В.Путин на большой пресс-конференции 17 декабря сообщил, что Россия готова реализовать проект лишь при условии получения гарантий от Еврокомиссии на строительство газопроводов в Европе, которые продолжат «Турецкий поток». Президент Турции при этом настаивает, что проект приостановлен по инициативе турецкой стороны еще до кризиса в отношениях с Россией. Ближе всего к истине, наверное, оказался зампредседателя правления «Газпрома» Валерий Голубев, в середине декабря заявивший журналистам, что «никто в настоящее время не может дать ответ о будущем проекта по строительству газопровода «Турецкий поток».

«В реализации проекта «Турецкого потока» изначально не было уверенности, поскольку он не решает проблему, которую должен решать по замыслу. По сути, целью России традиционно являлся поиск путей экспорта российских товаров, а основным путем являлся выход к морю, но, как установил еще Петр I, ни Черное, ни Балтийское моря не являются таким выходом в полной мере», - рассуждает Игорь Мещерин, член Совета Национального объединения проектировщиков и изыскателей, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. По его мнению, «Турецкий поток» с самого начала выглядел, как эмоциональная попытка выйти из трудного положения, куда «Газпром» попал с «Южным потоком», Турция с самого начала выдвигала какие-то, вероятно, экономические требования, которые не позволили подписать соглашения.

Вместе с тем, отказываясь от «Турецкого потока», обе стороны несут экономические потери. Турция потеряет потенциальную прибыть от транзита газа на своей территории, Россия останется зависимой от Украины в вопросе транзита газа в Европу, и потеряет, по оценкам Игоря Мещерина, $12-15 млрд.

Альтернативный транзит?
В конце ноября Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили консорциум по транспортировке грузов из Китая в страны Европы в обход России, а уже в середине декабря из Китая в Грузию прибыл первый железнодорожный состав, отправленный в рамках международного проекта, получившего название «Шелковый ветер». Эта часть масштабной инфраструктурной программы «Новый Шелковый путь», выполнение которой приведет к значительному ускорению и, следовательно, удешевлению доставки в Европу китайских товаров через Центральную Азию и Кавказ. Планируется, что с 2016 года перевозки по маршруту «Шелковый ветер» станут регулярными. Предполагаемый объем перевалки пока не назван, но Азербайджан уже подтвердил потенциал по отправке в сторону Грузии и далее по транскаспийскому маршруту 54 млн тонн грузов в год.

Вопреки пиару, которое было уделено открытию маршрута, эксперты не считают его из ряда вон выходящим. По мнению Андрея Карпова, это хоть и интересное, но, в общем-то, проходное событие, регионального масштаба. «Пока данный вариант «Шелкового пути» носит в большей степени резервный характер. Маршрут пролегает через Каспийское море, а каждая лишняя перевалка груза в порту повышает стоимость его доставки. Кроме того, маршрут предусматривает пересечение пяти границ вместо двух через Россию», – объясняет эксперт.

Впрочем, новый «Шелковый путь» планируется активно совершенствовать. Во-первых, вместо переправы перейти на использование железной дороги «Баку – Тбилиси – Карс» (пуск в эксплуатацию намечен на ноябрь 2016 года). Это позволит сократить время в пути, которое сейчас составляет 15 дней (из них 8-10 дней занимает путь из Китая в Тбилиси, и 3-5 дней - до стран Европы). Во-вторых,  в декабре Грузия и Китай обсудили возможность участия Китая в расширении глубоководного грузинского порта Анаклия, что позволит создать ответвление от коридора «Китай - Казахстан - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа» и дополнительно увеличить транзит грузов из Китая через Грузию.

Данный транспортный коридор вряд ли следует рассматривать как полноценную альтернативу транзита по северному маршруту через Россию, хотя увеличение количества вариантов доставки грузов, безусловно, создает риски снижения грузопотока, направляемого через Россию.

В целом российско-турецкий конфликт грозит транспортными потерями обеих сторон. Россия теряет значительную часть турецкого импорта, рискует получить недозагрузку черноморских портов, пусть даже временную, а также усугубляет и без того непростые условия реализации газотранспортных проектов в южном регионе.

Выступая катализатором появления альтернативных маршрутов транзита, эта ситуация явно не способствует привлечению транзитных грузов через территорию России. Турция лишается значительной части экспорта, а значит и востребованности услуг транспортных компаний, специализировавшихся на перевозках Россия-Турция.

Если конфликт будет усугубляться, но страна встанет перед выбором перестраивать свою политику в сфере газоснабжения. Сложившая ситуация подтверждает, что санкции – вещь не однонаправленная, а обоюдная, наносящая ущерб экономике обеих стран.

В начале декабря глава турецкого МИДа уже призвал Россию пересмотреть санкционные меры и по возможности их отменить, а Россия ждет от Турции извинений за сбитый бомбардировщик и предложений по возмещению ущерба. Будем надеяться, что обе стороны пойдут на примирение – тогда транспортная сфера понесет минимальные потери.

Галина Музлова

   mt_ignore  

Обучение в РГИСИ

mt_ignore7 июля в Калининграде завершается прием заявлений и документов для обучения в филиале РГИСИ  по программе  «Сценография».

В день города

mt_ignore7 июля, в канун Дня семьи, любви и верности, в Калининграде состоится Парад семей

«Квиз от Третьяковки»

mt_ignore29 июня молодежный квиз, посвященный русскому искусству, проведет в Калининграде филиал Третьяковской галереи.

Мотиватор добрых дел

mt_ignore28 июня АНО «Социальный Калининград» проведет мастер-класс по созданию открытки в технике скрапбукинг

«Время добрых дел»

mt_ignoreНеделя социального предпринимательства пройдет в Калининградской области

День России

mt_ignore 12 июня в Калининграде отметят государственный праздник

«Объединяем Россию!»

mt_ignore29 июня по всей стране  пройдут фестивали Дня молодёжи – 2024

Талант и Традиции

mt_ignore9 июня в Калининграде состоится фестиваль семейного художественного творчества «Семья России» 

«Забег в Лето»

mt_ignore31 мая в Калининграде состоится благотворительный ночной забег

За шесть дней

mt_ignoreС 26 по 31 мая марафонцы пробегут всю Калининградскую область  в поддержку Хосписа «Дом Фрупполо»

«Монетная неделя»

mt_ignoreЖителей Калининградской области приглашают поучаствовать в акции, которую проводит Банк России

Сезон открывается

mt_ignore18 мая в Калининграде откроется сезон экстремальных видов спорта 

В честь праздника Пасхи

mt_ignore12 мая на Площади Победы Калининграда состоится Пасхальный фестиваль, посвященный Году семьи

«Ветер Победы»

mt_ignore9 мая в Калининграде пройдет фестиваль патриотический песни, посвященный Дню Победы

«Благозвучие» 2024

mt_ignore С 17 по 19 мая  фестиваль духовной музыки пройдет в Черняховске 

На восток

mt_ignore С 1 мая начнут курсировать пригородные поезда из Калининграда в поселки Краснолесье и Железнодорожный 

РетроФестиваль

mt_ignore28 апреля в Калининграде состоится праздник «Ворота в историю. Фестиваль ретроавтомобилей».

«Пасхальное яйцо»

mt_ignore20 апреля АНО «Социальный Калининград» проведет в Калининграде тематические мероприятия

Выбираем вместе

mt_ignore До 30 апреля у калининградцев есть время повлиять на рейтинг любимых мест отдыха, чтобы их благоустроили  в 2025 году

«Птичьи перезвоны»

mt_ignore6 апреля на Куршской косе пройдет экологический праздник, посвященный Международному дню птиц

Летний отдых

mt_ignore5 апреля начинается электронная подача заявок на путёвки в детские лагеря Калининградской области